Учитель русского языка и литературы Ж.М.Турмухамбетова

Тема: Н.А.Некрасов «На Волге»

Цели: - расширить представления учащихся о жизни и творчестве Н.А.Некрасова;

- познакомить со стихотворением «На Волге»;

- развивать навыки анализа поэтического произведения, речь;

- воспитывать гражданское чувство, любовь к Родине, сострадание к угнетенным, ощущение прелести русской природы.

Оборудование: учебник литературы 5 класс (часть2), авторы-составители – В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, М.:Просвещение,2004; раздаточный материал; презентация «Н.А.Некрасов: детские годы. Стихотворение «На Волге».

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Работа по теме урока.

1) Сообщение темы урока Слайд 1

- Сформулируйте цели урока.

  1. Работа над эпиграфом к уроку. Слайд 2

- Как вы понимаете выражение А.А.Фета?

  1. –Вспомните произведения Некрасова, которые вам уже знакомы. Слайд 3
  2. Рассказ подготовленного ученика о детстве поэта. Слайды 4-5
  3. Рассказ подготовленного ученика о взаимоотношениях в семье поэта. Слайды 6,7,8

6) Рассказ мальчиком-автором об увиденном на берегу Волги. Слайд 9

 

Итак, ребята, сегодня мы познакомимся с его стихотворением «На Волге», в основу которого и легло это событие.

А вот как о создании этого стихотворения рассказывает русский писатель, литературный критик, Николай Гаврилович Чернышевский.

  • Чтение уч-ся статьи учебника на с.184) Слайд 10

7) Чтение стихотворения учителем. Слайд 11

-Какое впечатление произвело на вас это произведение? Слайд 12

- Какие слова вам показались непонятными?

  • работа. Слайд 13

 

- Кто ведёт повествование в стихотворении?

- Что увидел поэт, вернувшись после многих лет на родину?

- С каким чувством относился мальчик к Волге?

- Какие чувства испытал мальчик, впервые увидевший бурлаков?

- Как они выглядели? Слайд 11

- Как изображает поэт больного бурлака? Слайд 14

- Какое желание он высказал? Найдите в тексте эти строки. (с.185)

- Почему мальчик не может по-прежнему относиться к родной реке? Как изменяются его чувства?

- Рассмотрите еще раз репродукцию картины И.Репина и скажите, какие строки стихотворения могли бы служить подписью к этой картине. (с.185 «Почти пригнувшись головой…»)

- Прочитаем последнюю часть стихотворения (читает выразительно ученик).

- До сих пор мы употребляем выражение «тянуть лямку». Что оно означает?

- Что печалит поэта? Что возмущает его?

- Сделаем вывод: в чем же идея стихотворения? Слайд 15

  1. . Домашнее задание. Слайд 16

IV. Итог урока.